«ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВИАСАЛОНЪ» «ДЕЛОВАЯ АВИАЦИЯ-2011»

Об авиасалоне

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Царское Село издавна славится своими дворцово-парковыми ансамблями, известность которых столь велика, что затмевает всю остальную историю города летней Императорской резиденции. А история эта весьма богата и интересна. В том числе и её авиационная составляющая.

Первое упоминание о Царскосельском аэродроме относится к 1908 году. 24 августа 1908 года петербуржская газета “Новое время” сообщила читателям: “Конкурс аэропланов. Главное инженерное управление организует осенью 1909 года международный конкурс аэропланов. На премии испрошено через военный совет 50 тысяч рублей. Подробные условия конкурса пока окончательно не выработаны. Место для аэродрома также не выбрано. Предполагается ходатайствовать о разрешении устройства аэродрома на Царскосельском скаковом поле”.
Планам этим сбыться было не суждено. Но через три года к ним вернулись.

Летом 1911 года на Софийском плацу, слева от Гатчинского тракта, началось строительство аэродрома. Работы выполняло Товарищество “Иванов, Кебке и др.”. Аэродром готовили к дате открытия “Царскосельской авиационной недели”, которую планировали провести в рамках “Юбилейной сельскохозяйственной выставки”. Царскосельская юбилейная выставка была устроена в августе - октябре 1911 года в память основания Царского Села ИМПЕРАТРИЦЕЙ Екатериной I. Желая придать Выставке возможно больший интерес и разнообразие, администрация Выставки приняла меры к тому, чтобы в течение Выставки посетителям были представлены все виды спорта. С этой целью были устроены: авиационная неделя, гребные гонки, состязания в лёгкой атлетике и спортивные испытания на скаковом кругу.

Царскосельскую авиационную неделю провели в период с 15 по 21 августа 1911 года. Причём полёты носили отчасти военный характер, так как в задачу авиаторов входило взрывание моста, разведка, метание бомб, имитация расстрела аэроплана с автомобиля. Места для полётов были загорожены от публики. Первые два дня полётов были посвящены фигурным полётам над аэродромом, а последующие дни - полётам вне аэродрома. Авианеделя прервалась раньше срока из-за окончательно испортившейся погоды. В ходе состязаний было разыграно три приза: Императорский кубок, приз Совета Всероссийского Аэро-Клуба и приз от неизвестного лица. Конкурсные полёты проводились с 17 до 20 часов вечера. При первом вылете авиаторы были обязаны обогнуть купол собора Святой Софии…

В годы Первой мировой войны на Царскосельском аэродроме базировался авиаотряд, основной задачей которого было прикрытие Императорской резиденции с воздуха. Всем известно, что в годы Второй мировой лётчики дивизии А.И. Покрышкина взлетали с немецких автострад, но почти никому не известно, что в годы Первой мировой лётчики царскосельского авиационного отряда, прикрывавшие с воздуха Императорскую резиденцию, летали «с сухого возвышенного участка Кузьминского шоссе на пригорке». В Царском Селе награждали лучших российских лётчиков. Здесь Император демонстрировал семье румынского монарха мощь Российского Военного Воздушного Флота.

В советское время теперь уже Детскосельский аэродром получил новую современную бетонную взлётно-посадочную полосу и стал одним из основных военных аэродромов Ленинградского Военного округа. На нём базировалась 100-я бомбардировочная авиабригада.

В 1937 году Детское Село переименовали в город Пушкин. В конце тридцатых Пушкинский аэродром стал базовым аэродромом 39-й истребительной дивизии, в состав которой входили 154, 155 и 156 истребительные авиационные полки. 10 августа 1941 года, действуя с Пушкинского аэродрома, 81-я бомбардировочная авиационная дивизия Авиации Дальнего Действия (81-я АД АДД), которой командовал знаменитый полярный лётчик М.В. Водопьянов, нанесла ночной удар по Берлину. В этом историческом авианалёте участвовали шесть экипажей бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8), в том числе экипаж М.В. Водопьянова и три экипажа новейших советских бомбардировщиков Ер-2, ведомые командиром звена А.Г. Степановым.

Сегодня Пушкинский аэродром является аэродромом совместного базирования — кроме ВВС России, использование аэродрома разрешено воздушным судам Минпромэнерго РФ, МВД РФ, ЗАО «Аэродром „Пушкин“ — бизнес-авиация». Добрый десяток лет вынашивается идея постройки на аэродроме гражданского сектора по обслуживанию воздушных судов малой авиации и авиационного музея. На аэродроме «Пушкин» с 1992 года проводятся ежегодные празднования дня Воздушного Флота.

Такова славная авиационная история Царского Села

Краткая справка о авиационной недели на Царскосельской Юбилейной выставке 1911 г. (Отрывок из книги Ред. Б.Н.Клебанова "Царскосельская Юбилейная выставка 1911 года", 1911 г.)

...Желая придать Выставке возможно больший интерес и разнообразие, администрация Выставки, принимала меры к тому, чтобы в течении Выставки были представлены все виды спорта. С этой целью были устроены : авиационная неделя, гребные гонки, состязания в лёгкой атлетике и спортивные испытания на скаковом кругу.

Полёты происходили на военном Софийском плацу, причём носили отчасти военный характер, так как в задачу полётов входило взрывание моста, разведка, метание бомб, расстрел аэроплана с автомобиля. Места для полётов были огорожены. Первые два дня полётов были посвящены специально полётам над аэродромом, а последующие два дня - полётам вне аэродрома.

Открытие полётов состоялось 15 августа. Первым полётом на аппарате Гаккеля поручик Алеханович, летавший на продолжительность и продержавшийся в воздухе 29 мин. 49 сек. Затем на аппарате Морана поднялся Кампо-Сципио, продержавшийся в воздухе 45 мин. и опустившийся на плац красивым планирующим спуском. Фон-Лерхе на аппарате Этриха и Янковский на аппарате Блерио продержались первый 24 мин 31 сек, второй 10 мин 15 сек. В 7 часов 37 мин высоко в небе над аэродромом показалась маленькая точка, быстро приближавшаяся к месту полётов. Это оказался наш известный авиатор М.Н.Ефимов, прилетевший на полёты из Гатчины. Встреченный шумными авациями зрителей, Ефимов плавно опустился на Софийский плац и в 8 часов вечера, описав круг над плацом, быстро исчез в сумерках наступавшего вечера по направлению к Гатчины. В конце полётов, при наступившей темноте, демонстрировался расстрел аэроплана с автомобиля. Поднявшийся на моноплане Этриха под упралением фон-Лерхе преследовали два автомобиля, с установленными на них пулемёнами, из которых выпускали по моноплану ракеты.

16 августа состоялся второй день полётов. Первым поднялся на аппарате Фармана Масленников, продержавшийся в воздухе, описывая круги над аэродромом, 20 мин. Вторым взлетает на аппарате Гаккеля Алеханович, но продержавшись в воздухе несколько минут, вынужден был из за порчи мотора опуститься на плац. Спуск был неудачным, так как аппарат, минуя по счастью канавы, упал с высоты 20 м на землю, причём у аппарата оказались сломанными шасси, левое крыло и винт. Поручик Алеханович остался невредим , получив лёгкий ушиб руки. Янковский на аппарате Блерио продержался 17 мин, достигнув высоты 700 м, последним летал Кампо-Сципио, вылетая за пределы аэродрома, время полёта его было 20 мин.

Третий день полётов состоялся 20 августа, причём в программу полётов входил перелёт в Красное Село и обратно. Перед началом прелёта в Красное Село прилетел из Гатчины на аппарате Блерио Т.Ефимов, также принимавший участие в вперелете. В 6 час 36 мин по данному сигналу плавно поднялись один за другим, описывая все выше и выше круги над аэродромом Т.Ефимов, Кампо-Сципио на аппарате Морана, Алеханович на аппарате Гаккеля, Янковский на аппарате Блерио и наконец М.Ефимов. Через несколько минут напряженного внимания публики аэропланы, превратившись в едва заметные точки, быстро исчезают на озаренном лучами заходящего солнце небе. Ещё через несколько минут поднимаются фон-Лерхе на аппарате Этриха и Масленников на аппарате Фармана и покружившись немного над аэродромом, улетают в Гатчину. Через какие-нибудь четверть часа томительного ожидания на небе по направлению Гатчины вырисовывается черная быстро приближающиеся к аэродрому точка, - это Т.Ефимов возвращается в Царское Село, вслед за ним возвращаются все остальные авиаторы, в точности исполнившие задачу перелёта - долететь до Красного Села, обогнуть Дудергофское озеро, где был устроен контрольный пунк, и вернуться в Царское Село. Лучшее время было покзано г.Янковским, покрывшим дистанцию в 20 мин 21 сек, далее Кампо-Сципио в 20 мин 52 сек, Т.ефимов 21 мин 32 сек, М.Ефимов 22 мин 12 сек и Алеханович 24 мин 7 сек. Третий день авиации закончился фигурными полётами кампо-Сципио, Т.Ефимова и др, поражавших зрителей своими изумительно красивыми планирующими спусками. В 7 ч 30 мин вечера г.Янковский летел на высоту, достигнув высоты 1 100 метров по барографу. продолжительность прибывания в воздухе авиаторов : Масленников 31 мин 17 сек, Т.Ефимов 24 мин 20 сек, Кампо-Сципио 19 мин 44 сек, Янковский 17 мин 4 сек и фон-Лерхе 36 мин.

В четвертый день полётов, 21 августа с самого утра был порывистый сильный ветер... Четвёртый день авиации был, вообще, тревожным для публики, так как из-за сильного ветра опустился на землю вне аэродрома ещё также и авиатор Костин...

Четвёртым днем окончился неделя авиации, так как дальнейшие полёты оказались невозможными из-за неблагоприятной погоды...

В качестве интересной подробности можно указать, что в течении авиационной недели Царским Селом с пролетавшего дирижабля была получена первая в России аэрограмма с приветом Царскому Селу...

Сообщение с Выставкой было следующее : число поездов из Петербурга доходило до 50 в сутки, с Царскосельского вокзала на Выставку - пользовались извозчиками, автобусами и автомобилями...